DirectX Графика в проектах Delphi

Наложение текстуры на трехмерные объекты



Для использования трехмерных объектов, покрытых текстурой, необходимо, конечно, описание их вершин дополнить текстурными координатами. Помимо инициализации текстуры, это является минимальным действием, резко усиливающим зрелищность наших построений.
Проект каталога Ех13 представляет собой первый пример на данную тему. Это вариация одного из наших примеров с вращающимся кубиком. Формат вершин включает в себя нормали и текстурные координаты. Нормали, правда, в примере не применяются и оставлены мною "про запас". Не используются они постольку, поскольку на сцене отсутствуют источники света. Так что их удаление из описания вершин не приведет к каким-либо изменениям в работе данного примера. Работа с текстурой в рассматриваемом примере ничем не отличается от наших плоских построений, и запомните, что задание режимов текстуры в привычное для нас значение приводит к тому, что работа с освещенностью не осуществляется:

SetTextureStageStatefO, D3DTSS_COLOROP, D3DTAJTEXTURE);

Файл текстуры для этого примера я взял на сайте nehe.gamedev.net, она мне показалась очень подходящей для наложения на кубик (рис. 10.9).

Рис. 10.9. Простой, но эффектный пример использования текстуры в пространственных построениях

Конечно, большая часть того, что мы наблюдаем в играх, представляет собой наложение текстур. В проекте из каталога Ех14 вы можете увидеть, как наложение текстур на стороны куба позволяет создать окружение игрока. Здесь глаз наблюдателя помещается внутрь куба, на каждую сторону которого наложена текстура, имитирующая картину, наблюдаемую зрителем при повороте головы. Запомните, что поверхность покрывается текстурой с обеих сторон. Растры для примера взяты мною с сайта gamedeveloper.org/delphi3d.
Если необходимо модулировать, т. е. накладывать освещенность на поверхность, покрытую текстурой, то параметры следует задавать так:

SetTextureStageStatefO, D3DTSS_COLOROP, D3DTOP_MODULATE);

В проекте из каталога Ех15 формат вершин включает в себя пространственные координаты, нормаль, диффузную составляющую и текстурные координаты.


type
TCUSTOMVERTEX = packed record
X, У, Z : Single;
nX, nY, nZ : Single;
DColor : DWORD;
U, V : Single; end;
const
D3DFVF_CUSTOMVERTEX = D3DFVF_XYZ or D3DFVF_NORMAL or
D3DFVF_DIFFUSE or D3DFVFJTEX1;

Буфер вершин заполняется данными о сфере. В этом примере пространственные и текстурные координаты, а также нормали вершин, рассчитываются, и строится последовательность связанных треугольников.
На сферу накладывается растр с изображением поверхности Земли, который я позаимствовал из набора файлов, поставляемых в составе DirectX SDK.
В примере диффузная составляющая вершин сферы задается белым цветом. Поскольку по умолчанию в DirectSD при разрешенной работе с освещенностью используется диффузный компонент вершины, в примере просто включается направленный источник света, материалы не используются. Так как в этом примере включена модуляция, участки глобуса отличаются по своей яркости (рис. 10.10).



Рис. 10.10. Пример использования текстуры совместно с источником света

Сейчас в качестве упражнений выполните следующие задания:

  • задайте диффузную составляющую вершин сферы, отличную от белого цвета, и посмотрите результат;
  • запретите работу с освещением объектов и посмотрите результат;
  • рассмотрите работу примера с запрещенной модуляцией;
  • в примере на тему выбора объектов найдите значения состояний для включения материала; в рассмотренном выше примере задайте материал для сферы и добейтесь того, чтобы глобус окрашивался с учетом текущего материала.
Точечный источник света также подходит для освещения объектов, покрытых текстурой. Так, в примере проекта каталога Ех16 рисуется тестовая сцена комнаты с конусом и сферой. На стены комнаты здесь накладываются разнообразные текстуры.
В предыдущих примерах текстура накладывалась на простые объекты, но вам, наверняка, захочется узнать, возможно ли использование текстуры с объектами сложной формы. Если у вас возникли вопросы по этому поводу, отсылаю вас к следующему примеру, проектам каталога Ех17, в одном из которых выводится модель игрока из игры Quake, а во втором - вращающаяся голова. Программа импорта, которой я пользовался для подготовки примеров этой книги, позволяет записывать в результирующем файле и текстурные координаты моделей. Мне оставалось только отметить такую опцию при записи результирующего файла.


Содержание раздела